Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

каллас мария

Энциклопедический словарь

Ка́ллас Мария (Callas), настоящая фамилия Калойеропулу (1923-1977), греческая певица (сопрано). Родилась в США. С 1936 жила в Афинах (с 1966 гражданка Греции). В 1947-1965 выступала на сценах крупнейших театров мира и в концертах. Мастер бельканто. Прославилась в драматических ролях (Норма, Медея, Тоска в одноименных операх В. Беллини, Л. Керубини, Дж. Пуччини). С 1982 в Афинах проводится Международный конкурс вокалистов имени Каллас.

* * *

КАЛЛАС Мария - КА́ЛЛАС (Callas) Мария (наст. имя Мария Анна София Цецилия Калогеропулу) [2 (4) декабря 1923, Нью-Йорк - 16 сентября 1977, Париж], греческая певица (сопрано); выдающийся мастер бельканто (см. БЕЛЬКАНТО).

Репертуар певицы

В 1937-1941 училась в Афинской консерватории, в том числе у знаменитой в прошлом испанской певицы Эльвиры де Идальго (1892-1980). В 1941 дебютировала в Афинах, исполнив партию Тоски в одноименной опере Пуччини (см. ПУЧЧИНИ Джакомо), однако первый настоящий успех пришел к ней в 1947, когда она исполнила роль Джоконды в одноименной опере А. Понкьелли (см. ПОНКЬЕЛЛИ Амилькаре) на сцене знаменитого фестивального театра под открытым небом в Вероне. В дальнейшем Каллас регулярно выступала в миланском театре Ла Скала (см. ЛА СКАЛА) (1950-1958, 1960-1962), лондонском театре Ковент-Гарден (см. КОВЕНТ-ГАРДЕН) (с 1962), Чикагской опере (с 1954), нью-йоркской Метрополитен-опера (см. МЕТРОПОЛИТЕН-ОПЕРА) (1956-1958). В 1940-х годах, помимо партий в итальянских операх, пела Бетховена (см. БЕТХОВЕН Людвиг) и Вагнера (см. ВАГНЕР Рихард); с начала 1950-х годов ее имя ассоциировалось прежде всего с творчеством Беллини (см. БЕЛЛИНИ Винченцо) (Норма в одноименной опере, Имоджена в опере «Пират», Амина в «Сомнамбуле») и Доницетти (см. ДОНИЦЕТТИ Гаэтано) (Лючия ди Ламмермур, Анна Болейн в одноименных операх, Паолина в опере «Полиевкт») и с такими психологически насыщенными вердиевскими (см. ВЕРДИ Джузеппе) партиями, как леди Макбет («Макбет»), Леонора («Трубадур»), Виолетта («Травиата»), Елена («Сицилийская вечерня»), Амелия («Бал-маскарад»). В сценическом репертуаре Каллас фигурировали также Россини (см. РОССИНИ Джоаккино) (Розина из «Севильского цирюльника», Фьорилла из «Турка в Италии»), Керубини (Медея из одноименной оперы), Пуччини (Турандот, Тоска, мадам Баттерфляй) и др.; ее концертный репертуар включал арии и сцены всевозможных амплуа из итальянских и французских опер 18-19 вв.

Редкостный талант

Пение Каллас было поистине революционным, она сумела возродить почти забытый со времен великих певиц 19 в. - Дж. Пасты (см. ПАСТА Джудитта), М. Малибран (см. МАЛИБРАН Мария Фелисита), Джулии Гризи (см. ГРИЗИ) - феномен «безграничного» или «свободного» сопрано (итал. soprano sfogato) со всеми присущими ему достоинствами (такими, как диапазон в две с половиной октавы, богато нюансированное звучание и виртуозная колоратурная техника во всех регистрах), а также своеобразными «недостатками» (чрезмерной вибрацией на самых высоких нотах, не всегда естественным звучанием переходных нот). Помимо голоса, уникального, мгновенно узнаваемого тембра, Каллас обладала огромным талантом трагической актрисы. Из-за чрезмерного напряжения сил, рискованных экспериментов с собственным здоровьем (в 1953 она за 3 месяца похудела на 30 кг), а также из-за обстоятельств личной жизни карьера певицы оказалась недолгой. Каллас оставила сцену в 1965 после неудачного выступления в роли Тоски в Ковент-Гардене. В 1970 она снялась в фильме П. П. Пазолини (см. ПАЗОЛИНИ Пьер Паоло) «Медея»; в начале 1970-х годов без особого успеха пробовала свои силы в оперной режиссуре; в 1973-1974 совершила вместе с тенором Дж. Ди Стефано концертную поездку по странам Европы, Северной Америки и Дальнего Востока, исполняя арии и дуэты в сопровождении фортепиано.

В 1949-1959 Каллас была замужем за итальянским адвокатом Дж. Б. Менегини и некоторое время выступала под двойной фамилией Менегини-Каллас.

С 1982 в Афинах проводится Международный конкурс вокалистов имени Каллас.

Большой энциклопедический словарь

КАЛЛАС (Callas; наст. фам. Калойеропулу) Мария (1923-77) - греческая певица (лирико-драматическое сопрано). Солистка театров "Ла Скала" (1951-58 и 1960-62), "Ковент-Гарден" (с 1952), Оперного театра в Чикаго (с 1954), "Метрополитен-опера" (1956-58). Выступала также как концертная певица во многих странах. Мастер бельканто. С 1982 в Афинах проводится Международный конкурс вокалистов имени Каллас.

Энциклопедия Кольера

КАЛЛАС Мария (Callas, Maria)

МАРИЯ КАЛЛАС

МАРИЯ КАЛЛАС

(1923-1977), выдающаяся греческая оперная певица (сопрано), прославившаяся в период после Второй мировой войны. Яркостью пения и игры она произвела революцию на оперной сцене, преобразив в серьезную драму то, что обычно понималось как скучная оперная рутина. Мария Калойеропулос родилась 3 декабря 1923 в Нью-Йорке в смешанной греко-американской семье. В 1936 семья вернулась в Грецию, и там Каллас начала заниматься пением в Афинской консерватории у Эльвиры де Идальго, которая преподала ей основы бельканто. Уже в ранней юности мощное звучание голоса, а также его трехоктавный диапазон определили основное амплуа певицы - самые трудные партии итальянского репертуара, а также оперы Вагнера. Слава пришла к Каллас в 1949, когда она в течение одной недели спела Брунгильду в вагнеровской Валькирии и Эльвиру в Пуританах Беллини - то был подвиг, равного которому не найти в истории оперного искусства первой половины 20 в.: эти партии не только очень трудны, но и диаметрально противоположны по музыкальному стилю и чисто вокальным задачам. В 1951 певица вступила в труппу миланского театра "Ла Скала", став его примадонной: здесь ею было спето большинство из 37 партий ее репертуара. Голос Каллас превосходно воплощал трагический пафос беллиниевской Нормы, бойкость и остроумие россиниевской Розины (Севильский цирюльник), скорбь и безумие героинь Доницетти (Лючия ди Ламмермур) и Беллини (Сомнамбула), гордость трагических персонажей Верди. В 1954 Каллас прошла специальный курс лечения, чтобы избавиться от лишнего веса, и новый облик позволил певице воплощать на сцене оперные образы с потрясающим реализмом. В том же году она впервые с успехом выступила в США (Чикаго), а два года спустя открыла сезон 1956-1957 в "Метрополитен-опера" исполнением главной партии в Норме Беллини. В конце 1950-х годов у Каллас возникли серьезные проблемы с голосом, и в 1962 она ушла со сцены. Однако в 1965 она два раза выступила в "Метрополитен-опера" в партии Тоски: ее интерпретации, несмотря на определенные чисто вокальные недостатки, подтвердили мнение о Каллас как самой убедительной и потрясающей исполнительнице этой роли. Умерла Каллас в Париже 16 сентября 1977.

ЛИТЕРАТУРА

Тимохин В. М.Каллас. - В кн.: Выдающиеся итальянские певцы. М., 1962 М. Каллас: Биография. Статьи. Интервью. М., 1978

Полезные сервисы